Третий акт жизни

За кирпичными стенами этого миланского особняка скрывается совершенно особый мир – мир звуков и партитур. Этот дом маэстро Джузеппе Верди называл «самым прекрасным из своих произведений».

Театро Комунале (Болонья)

Когда в 1745 году болонский Театр Мальвецци был уничтожен пожаром, город- ские власти приняли решение построить взамен него новый храм искусства - так на свет появился Театро Комунале. Первым и главным его отличием стало то, что строительство и содержание театра финансировалось муниципальными властями: они же и приобрели участок земли, на котором ранее располагался фамильный особняк знатной болонской семьи Бентивольо. Проект, разработанный архитекто- ром Антонио Галли да Бибьена, был крайне инновационным - театральный партер вместо традиционной формы лошадиной подковы, принял форму колокола, рас- ширявшегося к сцене. В мировую историю Театро Комунале вошел прежде всего тем, что в 1871 году на его сцене состоялась премьера оперы "Лоэнгрин" Рихарда Вагнера. Никогда ранее музыка Вагнера на итальянских оперных сценах не зву- чала, поэтому Болонский театр окрестили "вагнерианским", а Вагнеру присвоили титул почетного жителя города Болонья. Однако не одними постановками Ваг- нера знаменит Театро Комунале: он был свидетелем премьер 20 опер Джоаккино Россини, который учился здесь же, в Болонье, в музыкальном лицее, и 7 опер Вин- ченцо Беллини. Славная история Театро Комунале была омрачена лишь однажды. 14 мая 1931 года у порога театра чернорубашечниками было совершено нападение на дирижера Артуро Тосканини, отказавшегося открывать свой концерт фашист- скими гимнами Giovinezza и Marcia Reale. Этот эпизод сыграл решающую роль в решении Тосканини эмигрировать в США, чтобы вернуться в Италию лишь по окончании войны и падения фашистского режима.

Театро Муничипале (Пьяченца)

"Один из самых красивых, пожалуй даже самый красивый театр в Италии", - так отзывался о Театро Муничипале Стендаль, бывший в Пьяченце проездом в 1816 году. Городской театр Пьяченцы был построен по инициативе нескольких знат- ных семей, после того, как герцоргский театр Читаделла был уничтожен пожаром 24 декабря 1798 года. Он распахнул свои двери в сентябре 1804 года, спустя год после того как был заложен первый камень. За основу был взят особняк семьи Лан- ди-Пьетра - именно поэтому театр был построен в столь сжатые сроки. Автором проекта стал архитектор Лотарио Томба. Он принял "революционное" решение соорудить зал в три четверти эллипса (традиционной считалась форма подковы) - такая форма, по мнению Томба, положительно влияла на акустику. Интерьерам в неоготическом стиле на смену вскоре пришли неоклассические - реконструкция была проведена в 1830 году под руководством Алессандро Санквирико, сценогра- фа Ла Скала. Этой реконструкции театр обязан тем, что впоследствии многие, побывавшие в стенах Театро Муничипале, называли его "Ла Скала в миниатю- ре". Громкими премьерами, сравнимыми с теми, которые прославили миланский театр, Театро Муничипале похвастаться не может, однако, стоит отметить, что на этой сцене пела Стреппони, здесь же дирижировали Тосканини и Паганини. Театро Муничипале знаменит еще и тем, что он стал первым театром в Италии, который был полностью оборудован электрическим освещением. Случилось это в 1895 году.

Театро Комунале (Болонья)

Когда в 1745 году болонский Театр Мальвецци был уничтожен пожаром, город- ские власти приняли решение построить взамен него новый храм искусства - так на свет появился Театро Комунале. Первым и главным его отличием стало то, что строительство и содержание театра финансировалось муниципальными властями: они же и приобрели участок земли, на котором ранее располагался фамильный особняк знатной болонской семьи Бентивольо. Проект, разработанный архитекто- ром Антонио Галли да Бибьена, был крайне инновационным - театральный партер вместо традиционной формы лошадиной подковы, принял форму колокола, рас- ширявшегося к сцене. В мировую историю Театро Комунале вошел прежде всего тем, что в 1871 году на его сцене состоялась премьера оперы "Лоэнгрин" Рихарда Вагнера. Никогда ранее музыка Вагнера на итальянских оперных сценах не зву- чала, поэтому Болонский театр окрестили "вагнерианским", а Вагнеру присвоили титул почетного жителя города Болонья. Однако не одними постановками Ваг- нера знаменит Театро Комунале: он был свидетелем премьер 20 опер Джоаккино Россини, который учился здесь же, в Болонье, в музыкальном лицее, и 7 опер Вин- ченцо Беллини. Славная история Театро Комунале была омрачена лишь однажды. 14 мая 1931 года у порога театра чернорубашечниками было совершено нападение на дирижера Артуро Тосканини, отказавшегося открывать свой концерт фашист- скими гимнами Giovinezza и Marcia Reale. Этот эпизод сыграл решающую роль в решении Тосканини эмигрировать в США, чтобы вернуться в Италию лишь по окончании войны и падения фашистского режима.

Театро Муничипале (Пьяченца)

"Один из самых красивых, пожалуй даже самый красивый театр в Италии", - так отзывался о Театро Муничипале Стендаль, бывший в Пьяченце проездом в 1816 году. Городской театр Пьяченцы был построен по инициативе нескольких знат- ных семей, после того, как герцоргский театр Читаделла был уничтожен пожаром 24 декабря 1798 года. Он распахнул свои двери в сентябре 1804 года, спустя год после того как был заложен первый камень. За основу был взят особняк семьи Лан- ди-Пьетра - именно поэтому театр был построен в столь сжатые сроки. Автором проекта стал архитектор Лотарио Томба. Он принял "революционное" решение соорудить зал в три четверти эллипса (традиционной считалась форма подковы) - такая форма, по мнению Томба, положительно влияла на акустику. Интерьерам в неоготическом стиле на смену вскоре пришли неоклассические - реконструкция была проведена в 1830 году под руководством Алессандро Санквирико, сценогра- фа Ла Скала. Этой реконструкции театр обязан тем, что впоследствии многие, побывавшие в стенах Театро Муничипале, называли его "Ла Скала в миниатю- ре". Громкими премьерами, сравнимыми с теми, которые прославили миланский театр, Театро Муничипале похвастаться не может, однако, стоит отметить, что на этой сцене пела Стреппони, здесь же дирижировали Тосканини и Паганини. Театро Муничипале знаменит еще и тем, что он стал первым театром в Италии, который был полностью оборудован электрическим освещением. Случилось это в 1895 году.

Театро Комунале (Болонья)

Когда в 1745 году болонский Театр Мальвецци был уничтожен пожаром, город- ские власти приняли решение построить взамен него новый храм искусства - так на свет появился Театро Комунале. Первым и главным его отличием стало то, что строительство и содержание театра финансировалось муниципальными властями: они же и приобрели участок земли, на котором ранее располагался фамильный особняк знатной болонской семьи Бентивольо. Проект, разработанный архитекто- ром Антонио Галли да Бибьена, был крайне инновационным - театральный партер вместо традиционной формы лошадиной подковы, принял форму колокола, рас- ширявшегося к сцене. В мировую историю Театро Комунале вошел прежде всего тем, что в 1871 году на его сцене состоялась премьера оперы "Лоэнгрин" Рихарда Вагнера. Никогда ранее музыка Вагнера на итальянских оперных сценах не зву- чала, поэтому Болонский театр окрестили "вагнерианским", а Вагнеру присвоили титул почетного жителя города Болонья. Однако не одними постановками Ваг- нера знаменит Театро Комунале: он был свидетелем премьер 20 опер Джоаккино Россини, который учился здесь же, в Болонье, в музыкальном лицее, и 7 опер Вин- ченцо Беллини. Славная история Театро Комунале была омрачена лишь однажды. 14 мая 1931 года у порога театра чернорубашечниками было совершено нападение на дирижера Артуро Тосканини, отказавшегося открывать свой концерт фашист- скими гимнами Giovinezza и Marcia Reale. Этот эпизод сыграл решающую роль в решении Тосканини эмигрировать в США, чтобы вернуться в Италию лишь по окончании войны и падения фашистского режима.

Театро Муничипале (Пьяченца)

"Один из самых красивых, пожалуй даже самый красивый театр в Италии", - так отзывался о Театро Муничипале Стендаль, бывший в Пьяченце проездом в 1816 году. Городской театр Пьяченцы был построен по инициативе нескольких знат- ных семей, после того, как герцоргский театр Читаделла был уничтожен пожаром 24 декабря 1798 года. Он распахнул свои двери в сентябре 1804 года, спустя год после того как был заложен первый камень. За основу был взят особняк семьи Лан- ди-Пьетра - именно поэтому театр был построен в столь сжатые сроки. Автором проекта стал архитектор Лотарио Томба. Он принял "революционное" решение соорудить зал в три четверти эллипса (традиционной считалась форма подковы) - такая форма, по мнению Томба, положительно влияла на акустику. Интерьерам в неоготическом стиле на смену вскоре пришли неоклассические - реконструкция была проведена в 1830 году под руководством Алессандро Санквирико, сценогра- фа Ла Скала. Этой реконструкции театр обязан тем, что впоследствии многие, побывавшие в стенах Театро Муничипале, называли его "Ла Скала в миниатю- ре". Громкими премьерами, сравнимыми с теми, которые прославили миланский театр, Театро Муничипале похвастаться не может, однако, стоит отметить, что на этой сцене пела Стреппони, здесь же дирижировали Тосканини и Паганини. Театро Муничипале знаменит еще и тем, что он стал первым театром в Италии, который был полностью оборудован электрическим освещением. Случилось это в 1895 году.